частые вопросы
Как найти инвестора: 4 простых шага на пути к масштабному бизнесу
Как же часто я слышу этот вопрос! В большинстве случаев люди, которые его задают, находятся всего лишь на стадии идеи. Для таких мой ответ всегда очень прост: «Нужно очень много работать, чтобы другой человек доверил вам свои деньги». Только конкретный результат привлечет в ваш бизнес конкретные средства. И ничто иное.

Безусловно, можно до идеала отточить идею в бизнес-план, изучить конкурентов, собрать команду, подготовить презентацию, зарегистрироваться на многочисленных онлайн-сервисах для поиска инвестора. Именно на таких площадках большинство стартаперов и ищут финансирование своего проекта. После чего, отчаявшись, идут в акселераторы, начинают участвовать в конкурсах, обрастают связями и наконец-то у них получается «выстрадать» себе инвестора и реализовать свою идею года через три… или вообще не реализовать, потому что гипотезы оказались неверными.

Но как вы уже, наверное, поняли этот путь не для меня. Я предлагаю принципиально другой подход к поиску инвестора. Он проверен мной лично и привел уже несколько раундов инвестиций в мой бизнес. При этом важным фактом является то, что все стороны остались довольны результатом.
От идеи до инвестора

Поймите, ваша гениальная идея ничего не стоит, пока не начала приносить деньги. Вы можете называть начало работ как угодно, «прототипом», тестированием гипотез или стартапом, важно только одно — доказать свою способность заниматься бизнесом, а для этого вам нужно самостоятельно найти хотя бы минимальные ресурсы для создания продукта, который будут покупать. Мало желающих вкладываться в «голую» идею. Поэтому вы должны доказать, что умеете распоряжаться деньгами и преумножать их.

Когда я привлекала первые инвестиции, у меня уже было два салона депиляции в Уфе. Дополнительные средства требовались мне не на старт, а на дальнейшее развитие сети. Это принципиально важно, так как я могла показать потенциальным партнерам конкретные показатели, то есть гарантировать результат.
Поэтому перед тем, как искать инвестора сделайте первый шаг в бизнесе самостоятельно — найдите возможности на реализацию своего бизнеса без привлечения «чужих» денег. Например, когда у меня появилась идея открытия первой студии депиляции, я посчитала, что мне нужно 124 000 рублей и с зарплатой менеджера по продажам в Уфе я смогла накопить эти деньги за 4 месяца. Таким образом, я смогла протестировать свою идею без помощи инвестора.
Вкладывайте сначала в знания

Большинству стартапов зачастую не хватает элементарного системного подхода и бизнес-грамотности. Иногда начинающие предприниматели не знают даже как проверить жизнеспособность своего проекта, протестировать спрос, проанализировать конкурентов и пр. Хотя разобраться в этом помогают образовательные программы, которых сейчас предостаточно. Не хватает денег, чтобы купить обучение? Читайте книги. Не хватает денег на книги? В интернете полно информации в открытом доступе. Не можете ее найти? Хм… Может тогда бизнес просто не для вас? Когда мне не хватало денег на обучение, я продала единственную на тот момент норковую шубу и ни минуты не пожалела, потому что знала, что новые знания дадут мне возможность заработать на 100 таких же!
Отсюда вполне логично вытекает второй шаг — перед тем, как рисковать деньгами инвестора, нужно быть уверенным не только в своем проекте, но и в своих бизнес-знаниях.
Кстати, во время одной из образовательных программ, я нашла своего второго инвестора — Аяза Шабутдинова. Как? Я просто просто была активным учеником и не боялась проявлять инициативу. После публичного партнерства с Аязом SAHAR&VOSK стал активно масштабироваться и количество студий увеличилась в несколько раз, как и прибыль компании.
Поэтому третий шаг, который нужно сделать для поиска инвестора, — это отбросить скромность и сомнения, и быть активным и уверенным в своем деле.
А нужен ли вам инвестор?

Инвестиции — это не панацея. Бизнес строится не на чужих деньгах, а на клиентах и продажах. Если этого нет, то никакие, пусть даже космические деньги, вам не помогут. Поэтому чужие средства нужно привлекать только для увеличения продаж. А если вы быстро растете и хорошо развиваетесь, то инвесторы сами придут к вам, поверьте.
Просто сделайте финальный, четвертый шаг на встречу к инвестору — будьте открыты и честны перед миром. Не бойтесь рассказывать о своих планах публично. Отличная площадка для этого — ваши же социальные сети.
Так в феврале этого года я решила снова привлечь инвестора для развития своей сети SAHAR&VOSK. О чем и написала пост в социальных сетях. Откликнулась просто нереальное количество желающих. И я начала выбирать. Так моим инвестором стал основатель крупнейшей федеральной сети мужских салонов бритья и стрижки Borodach Антон Василенко.

Если же на данный момент вы не можете гарантировать инвестору результат, то компанию всегда можно развивать на свои «кровные». Просто затяните пояса. Для большинства это единственный способ по-настоящему найти работающую бизнес-модель и наладить все процессы в компании. Тогда станет возможным найти своего инвестора на стадии развития бизнеса, а не его старте.